В июле 2017 г. Госдума рассматривала новый законопроект о визовых центрах. Его цель, по мнению авторов, — ввести государственный надзор за деятельностью таких организаций, удалить с рынка недобросовестных игроков, которые под видом официальных представительств просто консультируют граждан за деньги.
Оппоненты утверждают, что изменения приведут к ликвидации даже тех центров, которые работали по договору с правительствами иностранных государств. Чего на самом деле ждать россиянам в случае принятия нового закона?
Визовые центры в России
Визовые центры — это коммерческие организации, которые работают как посредники между россиянами, выезжающими за рубеж, и диппредставительствами иностранных государств по выдаче разрешений на въезд. Они официально взаимодействуют с консульскими службами других стран, то есть выиграли тендер (передача на аутсорсинг оформление виз — стандартная мировая практика).
В 2018 г. действуют 6 крупных международных визовых операторов. Количество фирм, работающих неофициально, подсчету не поддается.
Оператор | Количество филиалов в России | Направления выдачи виз |
VFS Global | 35 представительств | Австрийская Республика, Швеция, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Словения, Финляндия, Франция, ФРГ, Греция, Исландия, Литовская Республика, Норвегия, Польша, Португалия, Нидерланды (шенген)
Таиланд, Сингапур, Япония, Канада, Мальта, Новая Зеландия, Украина |
GVCW | 28 офисов | Греция (шенген) |
VMS (Visa Management Service) | 28 центров | Эстония, Италия (шенген) |
BLS | Москва, Санкт-Петербург | Индия, Испания |
TLS (TLScontact) | Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Екатеринбург | Великобритания, Швейцария |
Pony Express | более 100 центров и экспресс-пунктов приема и выдачи документов в каждом регионе РФ | Латвия, Словакия, Венгрия, Китай, Сингапур, США, Япония |
Рынок на 80 % занят компанией VFS Global. У Pony Express более развитая сеть: она присутствует даже в небольших городах, где нет конкуренции.
Такая система не только разгружает диппредставительства других государств, но и упрощает и удешевляет оформление разрешений на въезд, даже несмотря на комиссию за посреднические услуги. Альтернатива визовым центрам — обращение напрямую в консульство, как правило, в Москве, что для жителей регионов затруднительно. Поэтому новость о возможном закрытии офисов взбудоражила многих.
Проект нового закона: в чем суть?
Ряд депутатов из комитетов по госстроительству и законодательству и развитию гражданского общества внесли на рассмотрение Думы 2 проекта:
- об аккредитации визовых центров (№ 510429-7);
- об ответственности за нарушение этого требования по КоАП РФ (№ 510421-7).
Предполагается, что единожды полученная аккредитация будет действовать бессрочно. МИД оставляет за собой право время от времени инспектировать визовые центры на предмет соответствия всем требованиям, наказывать за нарушения вплоть до отзыва аттестата.
За несоответствие требованиям аккредитованное юрлицо должно будет заплатить 250–350 тыс. руб., индивидуальный предприниматель — 30–50 тыс. руб.
Подобного рода нововведения предлагал ввести МИД РФ еще в 2017 г. Законопроекты в готовом виде были преданы в Думу 14.07.2018. После первоначальное рассмотрения по состоянию на август 2018 г. оба законопроекта отозваны на доработку.
К чему может привести закрытие визовых центров?
Авторы законопроекта обосновывают необходимость изменений тем, что очень много частных фирм пытается оказывать те же услуги, что и уполномоченные центры. Однако они не правомочны работать с документами и персональными данными, не несут никакой ответственности перед потребителями и органами власти России и иностранных государств. Их деятельность нужно поставить под контроль.
Несмотря на благую цель, способ ее реализации многие раскритиковали. И. Тюрина из Российского союза туриндустрии прокомментировала, что нововведения приведут к тому, что диппредставительства откажутся от посреднических услуг визовых центров. Ни одна действующая в РФ подобная организация не соответствует требованиям аккредитации, даже такой гигант, как VFS Global. Для конечных потребителей — граждан, пытающихся выехать за рубеж, это означает увеличение времени выдачи и стоимости разрешений.
У законопроектов есть и сторонники. А. Данилов-Данильян из общественной организации «Деловая Россия» отмечает, что поправки нацелены не на закрытие визовых центров, а наоборот, на расширение их распространения по стране, повышение конкуренции. Это приведет к снижению стоимости услуг. Изменения позволят выполнить главную миссию — защитить конечных потребителей от недобросовестных посредников. Их ошибки часто приводят к тому, что люди попадают в «черные списки» миграционных нарушителей.
По мнению представителя VFS Global, визовые центры в любом случае не закроются, даже если законопроект будет принят в том виде, который предлагают его авторы. Многим придется перерегистрировать организацию, открывать мини-офисы по всей стране, но никто из крупных игроков не уйдет с рынка. Прибыль от их деятельности в РФ огромна: только за 2017 г. через посредников россияне оформили 3,8 млн разрешений на въезд в зону Шенгена. За каждый центры получали минимум по 20 EUR комиссии.
Несмотря на отзыв проектов, работа в этом направлении ведется. Следующую попытку ввести аккредитацию предпримут осенью 2018 г. Если она окажется удачной, изменения будут введены не ранее 2021 г. (законодатели дадут центрам «переходный период», чтобы привести свою деятельность в соответствии с новыми требованиями).